ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная версия Серия публикаций на темы управления
государством и обществом сборник "Это нам не задавали" |
|||
|
Это
портретная галерея автора в разные годы. |
||
Автор:
Маленков С.К. Формат *.htm |
Формат WORD97: |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
История
концепции и некоторых внедрений радиопитания приборов (версия для печати) Чудная тема "радиопитание приборов".
Меня часто исправляли - "питание радиоприборов". Ан, нет. Это не
ошибка. В школе я задумал, а на 1 курсе МАТИ придумал - радиопитание
приборов, то есть электропитание за счёт энергии радиоволн. Это ещё одна моя "неправильная"
(некраткая) концепция, размазанная на целый рассказ. Свёрнутая в несколько
строк концепции она не впечатляет. может и удивить со временем, т.к. её идеи
уже будет знать каждый школьник и каждый радиохулиган. Создана она была в
моём школьном возрасте при прохождении раздела радиоволн. Взрослея, я стал
ценить не только правила изучаемых наук, но и истории их создания. У Ньютона
открытие гравитации обошлось в секунду удара по голове упавшего с дерева
яблока. Кто-то потратил на открытие всю жизнь, при том изучая муки жизни
других учёных. Я с 3-х лет был в процессе создания новаций для окружившего
меня мира. Но мир в основном тонул в "бытовухе" еды, работы, отдыха
от работы... В школе всех устроила теория детекторного
приёмника, описанная в учебнике. Мне этого показалось мало. У
меня был всего 1 том энциклопедии, подаренный за успехи в школе № 12, и
старый учебник отца по физике для техникумов. Там были "доходчивые"
рисунки для некоторых физических утверждений. Зря их не давали в школьном
учебнике. Видимо, экономили бумагу и вес книг. Помню рисунок "теплового
градусника": колба с пробкой в горле и трубкой сквозь пробку с
окрашенной каплей и шкалой, в руках нагревается - капля поднимается. Делаешь
сам черту положения края капли в трубке при 20 0С, потом нагреваешь
на 5 градусов и делаешь новую черту, т.к. воздух в колбе нагрелся и,
расширившись, поднял каплю в трубке. Нагреваешь ещё на 5 0С - ещё
делаешь черту... И не обязательно бежать в магазин за уличным и комнатным
градусником, когда интересней их сделать самому. Правда, с помощью
иного градусника, если не знать секрет, что температура плавления льда
= 0 0С, температура кипения чистой воды = 100 0С, а
между ними можно разделить расстояния поровну, не используя иные градусники. Все
ли секреты наук нам преподают? Случай с описанием радиоприёмника был и таких же. Мной был сделан простейший детекторный приёмник с большой катушкой, намотанной на картонный каркас, накрученный бумагой с клеем по расчётному диаметру на выструганной для этого болванке. И он, к удивлению родителей, - заговорил и запел! Прочесть учебник можно быстро. Проверить прочитанное - отнимет много часов. А успеешь ли выучить другие "уроки"? Мой приёмник оказался единственным в классе и в школе. Вот уровень лени и нелюбознательности! А если бы их сделал каждый 10-й в каждой школе? Радио было бы на каждой даче (туда радиолинии не тянули), где хранить настоящие радиоприёмники не могли (как добычу для воров). Его мощность была очень мала. Но сколь большой и
сколь малой она может быть? Можно ли такой приёмник запихнуть с папиросную
пачку? Потрачено несколько вечеров. Оказалось, - можно. А в ещё
меньшую? На это ушли месяцы. Но не на саму конструкцию. Из-за страшного
дефицита всех радиодеталей я организовал в семье разорительную гонку
скупки резерва всех видов и номиналов резисторов, конденсаторов,
транзисторов... Мы жили небогато, но родители терпели не первое разорение. Я
ведь ещё увлекался фотоделом и авиамоделированием, коллекционированием
значков и марок, разведением рыбок, рисованием... Мотор к самолёту мог стоить
3-4 рубашки. А их рёв при испытании и настройке в подвале долго пугал
соседей. Сквозь пол иногда в квартиры валил выхлопной дым... И каждая новая
модель стоила денег. В это увлечение, как и в фото, нас объединилось трое
друзей, сидевших рядом на школьных партах, Авдохин Вова, Абрамин Женя и я. И
фотоаппарат, плёнки, химикаты, бумага, увеличитель - расходы, отвлечение от
школьных "программ"... А тут ещё - радио! Хорошо, что не химию прилюбил, - шутили соседки,
- а то бы дом спалил ненароком... Тогда в Новомосковске
второй половины 60-х невозможно было купить микродинамик или микронаушники.
Простые были редкостью. И эксперимент заглох... Однако, у меня же с 1954 года вёлся Перечень
Проблем... И эта проблема не осталась забытой, хотя она не
была зарегистрирована даже школой. Не вели таких Перечней ни в ГорИсполкомах,
ни в ГорКомах КПСС, ни в правительстве. Я считал, что это очень
неправильно. Но со мной и тут не считались... Вопрос "насколько меньше" - упёрся не
только в узел динамиков, но и в узел питания. Наименьшим блоком питания для
радиоприёмников тех лет были весьма громоздкие батарейки. Из-за них было
проблемно и сделать, и установить радиоуправление на изготавливаемые мной
самолёты. Но буквально "на моих глазах" менялся весь радиомир,
превращая в хлам мой запас радиодеталей. Появлялись меньшие резисторы и
транзисторы, появились микросхемные узлы, батарейки запихнули даже в
наручные часы!... Радость или трагедия? Очень тонка эта граница в личном
мире. Транзисторы тоже были малы без их корпусов, я
вскрывал их корпуса - посмотреть. И у школьника возник резонный вопрос: а
почему в часы до сих пор не втёрли радио? Известно, что в начале войны 1941-45 годов у
наших лётчиков, танкистов, артиллеристов, командиров - не было радиосвязи. А
у немцев - было. Мы отстали "всего на несколько лет". И чуть не
проиграли жизнь и свободу. Какие часы и радио сейчас у лётчиков и
космонавтов? Какова минимальная мощность современного радио и достаточных
батареек? Увы, школьные учителя не могли ответить на это.
На Новомосковском аэродроме "кукурузников" уходили от ответа на
такие вопросы, как бы соблюдая секреты. Может, и "стучали" на меня
за любопытство... Мы к тому времени выросли до выпуска, создав школе кабинет
физики и электротехники, за который только троим (Авдохину, Абрамину и мне)
дали Медаль ВДНХ. Но награда в 68 году была дана (на фоне 2-х летней работы и созданию
новаций целого кабинета с пультом учителя,
электрощитами на каждой "парте", кинозалом)... за паяльник для пайки пластмасс горячим воздухом на базе обычного
паяльника и домашнего пылесоса. Им спаяли электрощиты для всех столов в
классе. Мы к тому времени даже ни разу не были на ВДНХ, и даже в областном
доме детского творчества!... Но наша троица позапрошлым летом в пионерлагере
"Знамя" получила грамоты за 2 место в областных соревнованиях
авиамоделистов! Если бы я знал, что "какое-то
рукоделье" может цениться на медаль, я бы много чего предложил сделать
из моего Перечня. Да хоть то же минирадио. А медаль за паяльник мне было
стыдно получать. Тем более, что идея была нашего физика Козлова Николая
Фёдоровича, которую он, наверно, тоже много лет лелеял до внедрения... Он
столько своей мечты внедрил в кабинет! И всё - не имело разрешений, так
как было впервые, не имело норм и практики. Но наградили не его. После
нашего ухода из школы, физика Козлова изжили, наш обласканный медалями
кабинет разрушили, превратили в класс английского языка... Теперь было всё по нормам и правилам... Понять такое варварство было невозможно... В 1969 году я поступил в МАТИ. А там заново начали
нам преподавать физику, ругая школьный курс, добавив лабораторную практику.
Но вопрос о минирадио отбросили: я поступил "на приборы", а радио -
для соседней кафедры и специальности. Ужасная "разборчивость". И
хотя я жил в общежитии с "радистами", первые 3 курса большинство
интересовал вопрос "как не вылететь" из ВУЗа. Нагрузка и требования
- не школьные! Нас к такой жизни не готовили. Это был пятилетний почти
непрерывный стресс. Со мной в комнате все 5 лет жил гений Аркадий Сержантов,
не получивший ни одной "4" за 5 лет. Но кто это знал вперёд? Когда
"валили" нас "на классике", новации в голову не лезли, а
когда он увлёкся новациями, то, увы, - не моими... Хотя стипендия была всего 30 рублей, и её
периодически лишали за прогулы лекций, приходилось подрабатывать. Я купил
первые советские электронные часы, батареи которых жрали светодиоды
циферблата. На завод меня не пускали. Профессура моей идеей заниматься не
хотела - им платили за лекции о прошлой технике, уже внедрённой давно и
рассекреченной... А ком моих новаций[1] для ВУЗа рос, походил на претензии создания
новых ВУЗов. Недоволен? Уходи! И 5 лет пытались избавиться от меня. На 1 курсе я опробовал "учёбу
наоборот". Я спал, когда все сидели на лекциях, и читал ночами книги. Чтение
- процесс более полный и быстрый, чем конспектирование под диктовку.
Можно сколько угодно безнаказанно отвлекаться на побочные темы. Меня лишали стипендии за прогулы лекций, но я
получал "5" на экзаменах. Парадокс? Мне ежедневно все лекции писали
под "копирку" по очереди 3-4 девочки нашей группы. Групповой
ежедневный подвиг! Не всем везло так! В Книгу бы Рекордов его! Но... Одна
пишет подряд, другая пишет то, что не надеется запомнить или недопоняла,
чтобы потом разобраться. Это же копия ЕЁ конспекта. К её головке - нет кабеля
подключения. А что она запомнила? И что записала, недопоняв? Поди потом
расшифруй! И некуда дописать. Да и зачем ещё терять время!? Проще всё сполна
прочесть по учебникам. Без конспекта не допускали к экзаменам. А с таким - на
экзамене легче студента "завалить"! Учебники - тоже не панацея, хотя некоторые
профессора рекомендовали прочесть 3-5 разных. Вы пробовали такой 5-кратный
труд? В них было не всё, что слышали на лекциях! Это тоже была большая
ловушка. Никто не ходил на лекции с чемоданчиком
кассетных магнитофонов "Нота" или "Весна"... Хотя их явно
- не запрещали. Но записей лекций не делали и для библиотеки ВУЗа. Как
прослушать записи по 5-6 часов ежедневно, по 5-6 дней в неделю, по 4 недели в
месяце и за 9 месяцев занятий в году? Около 6 х 6 х 4 х 9 = 1296 часов
записи, около 1296 кассет ежегодно. У кого дома столько места и столько денег
на это?[2] Ведь не было пока бытовых носимых диктофонов,
которых стало "навалом" всего-то через 20 лет! А тем более, - никто
и не думал о "цифровых" записях и карманных ЭВМ. В поисках данных о мощности минидинамиков и
минибатареек я наткнулся вновь на давно известный термин - "энергия
волн". Мы из радиоволн "достаём" сигнал. Их энергия нам
нужна для увеличения расстояния передачи. А может использоваться энергия
как просто энергия? А почему нет? Если полученный сигнал направить не в блок усиления, а в шину питания, то он должен именно питать. Если в усилении он должен быть частотным колебанием, то в питании он должен быть "постоянным напряжением", "распрямлённой синусоидой" из сложенных полуволн. Но это радисты и энергетики делают давно. Но не для радиопитания. У патентоведов это называется применением известного в новой области для получения нового качества. А можно для получения энергии радиоволн просто проволочной катушкой "махать" (или крутить) во всех радиоволнах (или без затрат энергии - поставить её просто на пути пробегающих волн) и собирать потенциал индуцированной энергии. Решение к своему ТЗ 1966-68 годов, таким образом, я сформулировал зимой 69-70 года. Но я не мог тогда заниматься патентными делами, т.к. (как и все) стремился "не вылететь" из МАТИ. Почему идею "не схватили" преподаватели? У них опыт и время на это были. Может, кто-то и задумался втихаря... Летом 1970 я трудился в студенческом строительном отряде в бухте Преображения на Дальнем Востоке. Башка-то при ношении бетона или штукатурении стен - свободна и не отдыхает, т.к. забита моим Перечнем Проблем. В мире радиосигналов мы часто боремся за лов слабого, игнорируя сильные, злясь на них, как на помеху. А если эти помехи просто превращать в энергию питания? Узел детектирования всех радиопомех, может, будет и громоздким, но выделить мощную радиоволну (или 2-3-5...) от ближайшего транслятора - не проблема. Вернувшись в Москву в августе 70-го, я отписал идею в министерство радиоэлектронной промышленности. Получил отказ - нецелесообразно тратить энергию трансляторов, делая потребителей - "глушилками" сигналов. Я возразил - давайте сделаем специальную радиоволну для питания. Мне возразили: - для экономии батареек туристов это дорогая услуга. Возможно. Не считал. Но, может, за неё где-то готовы платить? Запатентовать, продать лицензию в Африку, в обе Америки, в Китай и Японию, в арабские страны, Индию и на Филипины? А то просто поставить трансляторы на все наши посольства и самим торговать услугой радиопитания, лёгкими минирадиоприёмниками с этой функцией. Радиоволну транслятора тоже можно генерировать от солнечной батареи, тогда это будет сплошной доход, супербизнес! А для геологов, полярников, пограничников? Им не всегда хватает батареек. Потеря связи может обернуться и трагедиями. А у военных не бывает магазина под рукой. Мне возразили: так безадресной энерговолной можно стать источником услуг и для врага... Логично. Не поспоришь. Но враг сдетектирует любой сигнал для своего питания и выживания. А услуги теле-радио трансляций развивались стремительно. С освоением космоса они стали и спутниковыми повсеместными трансляциями. И у каждого стратегического потребителя или транслятора может соседствующиё шпион забирать энергию радиосигнала на отопление своей кухни и ванны, оранжереи... Мою идею электропитания можно использовать и для деревенской милиции (в СССР там не только батареек не хватало), и для деревень, куда не дотянули радио. Но критика советской власти в СССР каралась Уголовным Кодексом по статье "антисоветчина", плюс - смотри возражения предыдущего абзаца. Была проблема "холодной войны", когда глушили мощными трансляторами иностранные радиостанции. А можно было бы не тратить, а собирать энергию, "съедая" "вредные" волны. Мне, к счастью, на моё предложение не ответили, да я и сам не очень хотел впутываться в дела КГБ. Даже наши ведущие конструкторы отсидели при Сталине в тюрьмах и лагерях, чтобы их идеи не попали к врагу... А мне ещё надо было доучиться хотя бы... Но мои дни и годы так были
заполнены, что большинство идей я мог только рожать, но не вынашивать до
внедрения. А государство такого "роддома с приютом" тоже не
создало. Зря ведь. Я не один такой был и буду. Такой роддом для
недоношенных идей очень нужен! Диплом патентоведа (и соответствующие навыки)
я получил, увы, не в МАТИ, а на курсах ЦИПК 80-82 года, потеряв 10 лет
на воплощение этой идеи. Но и тогда мне было не до неё, т.к. я защищал идею нового колеса и нового редуктора,
которые позволили советским самолётам в 10 раз точнее летать
по высоте. Это была реальная работа над реальным проектом. Я решил ту
проблему. А параллельно уже я делал приборы для "Бурана". У меня в
рабочем столе лежало несколько толстых тетрадей с идеями для внедрения,
записи которых очень интересовали 1-й отдел. Но они их не понимали. Это были
обрывки мыслей хуже, чем лекции моих подружек в МАТИ. А я не обязан был
терять время на лекции для моих надзирателей. Лежит открыто, не прячу,
читайте. Как-то (кажется, в
газетах) прошло сообщении о наказании радиохулигана, воплотившего мою идею.
Может, и додумавшего сам до неё. Он начал в доме запитывать от радиоволн всё,
что возможно. И стал "чёрной дырой" для местного радиотранслятора.
Будь учащиеся не ленивы, каждый студент и школяр сделал бы то же. Особенно, в
кризис снабжения батарейками (а в СССР был период голых витрин) или роста их цен,
или от нищеты пользователя. Как бы министры стали бороться с этим? Поднимать
зарплаты и стипендии? Или запрещать этот естественный вид энергопотребления? Однако, только лет через
20, во времена "перестройки" я услышал, как мои идеи
использовали для шпионажа против США. В кирпичи для их посольства
вставлялись устройства "прослушки" прямо на кирпичном
заводе-изготовителе в США[3], поставлявшем кирпич по
спецзаказу на стройку посольства. Потом на улице у посольства стояла машина
разведки с излучателем волны, которую детектировал и использовал для работы
вместо батарейки прибор прослушки. Обнаружение передатчика "пустой"
волны никого не настораживало. На неё можно было "повесить" и
безобидную музыку, например. Этих историй рассекретит
со временем, может, ни один десяток спецслужб. Но мне, как автору идеи не
грозила даже работа "в органах", так как по специализации я не был
"радистом", радиоинженером, электронщиком. "Фонтану идей" не обязательно быть спецом
в любой "воде и фигуре", которую изливает его фонтан... Специалисты
меня услышали. Только уважением это не вернулось. Обратите
внимание: я её публикую в сети с 97 года. Не замечать её можно
только специально! Претендую на помощь в патентовании и на внесение в Книги
Рекордов. ã Маленков Семён Кузьмич Ò, 1966, 1968, 1970, 1997,
2000, 2007, 2012 |
Переход к на главную \ Пульт учителя 1 (в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер \ физика кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи…) \ Пульт учителя 2 (псевдопрофессии \ хотите сами? \ липа) \ Пульт учителя 3 \ Откуда такое имя? (30 лет спустя \ помощь и социум \ рыба тухнет с головы \ После школы \ одиночество в муравейнике) \ наследник Менделеева \ Мягкость в ущерб ребристости (каламбур \ рёбра и жилы \ язык \ конструктор программиста-любителя) \ о радиопитании приборов \ это нам не задавали \ к Полной (развёрнутой)
концепции создания государства \\ Концепция правовых
электронных библиотек и архивов \ Переход к Безумным проектам 20 века \ Мои подземные коридоры \ Моя БронеСтена \ Подземный троллейбус \ Золотые кладовые строгинских песков \ Метро: целое и частности \ к статье "Новый взгляд на государство" \\ к статье "С чего начинается Родина?" \ "Призраки из Европы" \ "Детский взгляд на болезнь большевизма" \ К сборнику "Вечные студенты" \ Вопросы
"непрерывного образования" в работе "Вечные студенты" и "Правовые вопросы корпоративных отношений в сфере
туристского образования" \\ "Из моего словаря
новаций": 1.
Всеобуч
\ Семейная школа \ Самообразование – основной профнавык \ ООО Родительское Собрание \ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки
общества \ 3. "Начальная" школа \ Кубики знаний \ Мозаика гражданина \ |
Изучи метод раскрутки свыше 1
миллиона посетителей \\ тут раскрутка до 1 млн.
посетителей
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2012
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва, ул.
Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
, uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
02-07-2012fog
[1] Часть их вошло в Тематические таблицы полезных предложений в раздел образование, часть - в словарь новояза,
часть описана в повести "Уникум, мечтавший о безработице", в сборнике - "Какая школа нам нужна?" (словарь
новаций), в дипломной работе РМАТ...
[2] Да и в ВУЗах не было залов на 300-500-1000 человек с бормочущими магнитофонами. Фонотеки отставали в
создании от потребности - на десятки лет.
[3] Уникальная шпионская операция. Какую сеть кадров погубил Ельцин, выдав всю сеть наших резидентов!